Министерство промышленности,торговли и предпринимательства Нижегородской области

Действующий космонавт России Иван Викторович Вагнер на днях побывал в Дзержинске

19

Звезды стали ближе

Действующий космонавт России – космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Иван Викторович Вагнер – на днях побывал у нас в Дзержинске. Звездные гости, особенно имеющие прямое отношение к космосу, приезжают в наш город нечасто, а потому Ивана Викторовича здесь особенно ждали. Космонавт-испытатель приехал со вполне конкретной целью – встретиться с членами команды ООО «Тосол-Синтез-Инвест» («ТСИ») – призерами Всероссийского чемпионата по производительности труда. Прошлогоднее выступление команды «ТСИ» не было для наших земляков дебютом. Представители предприятия приезжали в Москву на чемпионат уже во второй раз, занимая высокие места. А мастер-класс по командной работе от космонавта стал их долгожданной наградой за третье место в категории «Российские предприятия», которое наши дзержинские промышленники завоевали 12 ноября 2021 года.

Десятилетняя подготовка

Чемпионат проводился в рамках программы подготовки управленческих кадров «Лидеры производительности» национального проекта «Производительность труда». Организатором выступил центр повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России при поддержке Министерства экономического развития РФ и РАНХиГС.

Входящий в действующий отряд космонавтов Иван Вагнер на встрече с участниками команды Felix рассказал, как проходит подготовка к работе на Международной космической станции (МКС) и о своем пути к полету в космос собравшимся, которых, кроме шестерых победителей чемпионата, было несколько десятков, включая руководство ГК «Тосол-Синтез», гостей из Министерства промышленности Нижегородской области. Иван Викторович Вагнер с большим удовольствием делился со всеми участниками секретами эффективного командного взаимодействия.

«В космосе – как в бизнесе: слаженная командная работа полностью определяет результат, – констатировал космонавт-испытатель. – Подготовка у нас достаточно долгая и сложная. На каждом этапе очень важна командная работа. Ведь полету предшествуют многочисленные предварительные тренировки, психологическая подготовка тоже играет важнейшую роль. На борту команда уже должна быть единым организмом: иметь общее видение цели, четкое понимание своей функции и тактики действий, правильную мотивацию и, конечно, полное доверие друг к другу».

Прежде чем отправиться навстречу звездам, нужно пройти суровые испытания. И не всегда их результат определяет только физическая выносливость человека.

«В конце общекосмической подготовки проходит госэкзамен, по итогам сдачи которого нам присуждают квалификацию «космонавт-испытатель» или не присуждают, – рассказал Иван Викторович. – К сожалению, в нашей группе два человека его не прошли: одного сняли по медицинским показаниям, другого по сдаче госэкзамена. Они так и остались кандидатами в космонавты и ушли работать по своей предыдущей специальности. Пять человек у нас в итоге остались в группе. Из них на сегодняшний день на МКС слетали четыре».

И даже после этого подготовка продолжается еще около трех лет. Будущие астронавты подробно изучают устройство станции, действия во внештатных ситуациях, работу в ходе научных экспериментов. Терпением нужно очень крепко запастись.

«Когда подготовка в группах заканчивается, в принципе, мы уже готовы к зачислению в экипаж. Но есть очередь, программа, – делится Иван Викторович. – И мы годами должны поддерживать и доказывать свою готовность – и физическую, и интеллектуальную – и ждать своего часа для полета в космос. До назначения в экипаж проходят еще два вида подготовки: уже под конкретную задачу, под конкретный полет и уникальный научный эксперимент. Поэтому время подготовки космонавта занимает в среднем около 10 лет от начала отбора в отряд до полета. Идут постоянная подготовка, постоянные экзамены и зачеты».

Сам Иван Вагнер ждал своего звездного часа девять лет, до 9 апреля 2020 года, когда с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-16».

Кораблем управляют двое

В ходе общения космонавта Вагнера с сотрудниками «Тосол-Синтеза» открылось много подробностей о работе покорителей Вселенной, о которых мало кто из простых людей знает и может догадываться.

Например, Иван Викторович рассказал, что корабль «Союз», в принципе, рассчитан на управление двумя людьми. И когда сейчас на МКС возят космических туристов, это определенное «допущение», созданное в ходе некоторых доработок органов управления. Но распределение внимания все равно сделано так, чтобы кораблем управляли лишь два человека.

«Поэтому, если начнутся серьезные внештатные ситуации, вторым бортинженером, как правило, назначается астронавт, а не турист, – отмечает испытатель. – От туриста практически ничего не зависит, им может быть практически любой человек. У нас командиром экипажа всегда назначается опытный космонавт, который уже летал.

Первый бортинженер – это, как правило, военный летчик, который более подготовлен к действиям в стрессовой ситуации, как и командир. Все операции идут достаточно плотно, и каждый из нас делает свою работу. Но мы работаем друг на друга и тренируемся в экипаже вместе. В экипаже проходим все специальные виды подготовки, в том числе и те, что возникают в физически сложных ситуациях. Тогда у людей, как правило, начинает проявляться характер и формируется самое главное – доверие. Проверяется, как человек ведет себя в сложной ситуации».

Ну и геополитическая обстановка на работу МКС, конечно, не может сегодня не влиять.

«Бывают разные ситуации, ведь на МКС сотрудничают очень много стран, – констатирует Иван Викторович Вагнер. – Но все работают в одной команде, иначе никак. Нам на своем сегменте, например, будет сложно без американских систем: у нас не хватает солнечных батарей и, соответственно, энергетики. У них же нет двигателей, которые корректно держали бы станцию на орбите. Но в экипаже мы все равно будем одной командой, потому что от каждого зависит наша жизнь. В последнее время очень проявляется политика, но на станции мы все равно работаем одним сплоченным коллективом».

Важная часть такого взаимодействия – перекрестный контроль, когда мы контролируем действия друг друга. Это очень важно, когда очень много приходящей информации, которую нужно анализировать, и всегда есть возможность что-то упустить. При перекрестном контроле вероятность ошибки снижается. Такие примеры были».

От внеземных цивилизаций до Илона Маска

Разброс тематики вопросов, которые дзержинцы задавали космонавту-испытателю, оказался весьма широк. Вот лишь некоторые вопросы и ответы.

– Видели ли вы что-то в плане внеземных цивилизаций?

– Нет, но, с точки зрения вероятности, она должна быть. Я к научной теории склоняюсь, поскольку планет во Вселенной много. Те космонавты из старшего поколения, которых я спрашивал, как и мы, ничего инопланетного не видели. У НАСА есть программа по изучению экзопланет, которые якобы в поясе жизни, как наша Земля относительно Солнца. Около 4000 планет уже найдено, но все они находятся в сотнях световых лет от нас. Даже если там есть жизнь, большой вопрос, как эти расстояния будут преодолеваться, с помощью каких технологий. Физика сегодняшнего дня нам не дает ответов.

– Какая польза от этих полетов на орбиту нам, россиянам? Например, в Японии и Германии не летают. У них нет своих кораблей, только космические туристы.

– Станция – это большая научная лаборатория. И многие вещи, которые мы сейчас используем в быту, появились в ходе космических программ Советского Союза, России и США. Это наука в чистом виде. И, вкладывая в нее сегодня, мы получаем результат через несколько лет, и он будет внедряться в практику, в быт – как тефлоновое покрытие, например, используемое сейчас для сковородок, хотя изначально создавалось для задач в космосе.

Подобные вопросы задают часто и в правительстве, пытаясь оценить полеты с точки зрения бизнеса – доходности. Однако итоги большинства исследований не раскрываются. Поэтому даже мы, космонавты, проводя эксперименты, не знаем, какой результат получили – просто сбрасываем сведения ученым.

– Вы сказали, что политика не должна вмешиваться в космос. Как на вас отразились санкции?

– Международные экипажи, как и прежде, готовят. Но вопросы пошли по поводу 2024 года, по поводу МКС: остаемся мы, Россия, на этой станции или нет.

Да, мы просто можем отстыковать свой сегмент от МКС. Но есть партнерские соглашения, согласно которым мы не должны этого делать, у нас есть обязанности по будущему сведению станции с орбиты и ее затоплению. В принципе, это последний форпост международного сотрудничества. Здесь мы, ряд стран, крайне связаны, настолько, что друг без друга не можем.

– Проявляются ли сегодня какие-то национальные моменты или все-таки космос должен быть объединяющим?

– Еще несколько лет назад руководство ряда стран говорило: давайте отправимся с экспедицией на Луну все вместе, потому что туда лететь по отдельности очень дорого. Но мы насмотрелись на европейцев и японцев, которые летают в составе американского сегмента: там гости на вторичных ролях. Когда нужно, их отодвигают. Например, в 2020 году была Олимпиада, и японцы хотели запустить своего астронавта: для них это было престижно, чтобы он из космоса поздравил. Но у американцев была неопределенная ситуация с кораблями, и они сказали: извините, запустим через пару лет, а сейчас полетит наш человек.

Конечно, крупные миссии лучше тянуть странам совместно. Но уже около года у нас есть в России такая тенденция, чтобы постепенно уходить на свою национальную станцию.

– Расскажите про Илона Маска. Как вы оцениваете его космическую кампанию, какие у нее перспективы?

– Перспективы хорошие, потому что большая господдержка. «Дрэгон» – это новый корабль. Но он очень «сырой» с точки зрения безопасности. Много вещей в нем красивых, но не очень надежных в работе. В надежность Илон Маск особенно не вкладывается. Он, как частник, многими вещами не ограничен – например, по сертификации материалов. И НАСА, и «Роскосмос» могут работать только с определенными сертифицированными и лицензированными материалами. Маск же в этом плане свободен, поэтому у него получается быстрее и дешевле, но это не значит, что качественно.

– Что вас больше всего удивило в космосе?

– Конечно, сама планета Земля. Как бы ни старались фотографы, вживую наблюдать колыбель жизни – это поразительно. Человеческий глаз таков, что передать аппаратом впечатление очень сложно. В какой-то момент пришло понимание, насколько человек приспособлен к жизни на Земле, насколько для нас тут все приспособлено. Другого такого места во Вселенной не найти. Лучшей планеты, чем Земля, нет.

– Защита какая-то есть от радиации, если человек полетит на Марс?

– Может, он и долетит на Марс живым, но это ненадолго. Летальную дозу радиации он получит уже по пути туда. Так что, если в течение ближайших 10–15 лет мы доберемся хотя бы до Луны, я буду счастлив.

– Как часто отказывает оборудование на МКС?

– Регулярно отказывает. Изначально наш служебный модуль предполагался к работе на 10 лет, вся станция планировалась на 15 лет. Сейчас продлили до 2024 года. И сейчас эта система два десятилетия эксплуатируется. Мы уже меняли технические блоки, которые не планировались к замене, в принципе.

– Большее время вы занимаетесь ремонтами или научной работой?

– 30% рабочего времени – это наука и зависит от «Роскосмоса». А в остальном идут уже дооснащение станции и ее сервисное обслуживание. Но в любом случае процентов 60 – это обслуживание и ремонт.

– Отстали ли мы в плане развития и инноваций от американцев?

– Функциональность наших механизмов и агрегатов находится на высочайшем уровне, бывает, что в комфортности мы отстаем, но это не принципиальная составляющая.

– Что-то сейчас планируется, чтобы не было за державу обидно?

– Сейчас планируется новая станция – отечественная, ведется большая работа в этом направлении, хотя вопросов еще очень много.

– О семейной жизни. Советовали бы вы россиянкам мечтать выйти замуж за летчика-космонавта?

– Не знаю, все очень индивидуально. Ведь на жену военного летчика, космонавта ложится основной груз всех домашних работ. Да, многие мечтают выйти замуж за летчика. Но так порой получается, что она его видит всего лишь несколько дней в месяц. Стоит ли оно того, решать каждому…

Оказывается, звезды можно коснуться рукой…

До космоса, конечно, всем очень далеко, но группе компаний «Тосол-Синтез» удалось приблизиться и, как говорится, пообщаться с выдающимся человеком, имеющим прямое отношение к космосу, на расстоянии вытянутой руки. Мы попросили участников команды Felix поделиться впечатлениями о встрече с действующим космонавтом-испытателем.

Максим Валерьевич МАРТЫНОВ, начальник цеха производства полиэтиленовой тары (ПЭТ):

«Мне было всегда интересно, как становятся космонавтами, и сейчас это получилось узнать напрямую. Я узнал, как двигаются по пути подготовки в космонавты, с какими трудностями сталкиваются и решение каких задач способствует становлению космонавта.

Также было интересно узнать, как проходит жизнь космонавта на Земле и во время полета. Какие у него впечатления при первом прибытии на космическую станцию, что поражает, заинтересовывает и удивляет. И еще я услышал, что в космосе самое главное – это командная работа. Поэтому очень важно, чтобы команда была сплоченная: тогда она будет надежной, работоспособной и, самое главное, эффективной».

Александр Михайлович ШИЛЯЕВ, менеджер по продажам ПЭТ:

«Я никогда не видел космонавта вживую. Но это было мне очень интересно, поскольку я читаю много научной фантастики и всегда интересовался космосом. Встреча с Иваном Викторовичем Вагнером стала для меня особым событием, любопытно было задать ему вопросы лично. В частности, речь шла о перекрестном контроле в экипаже МКС, что помогает избежать серьезных ошибок в работе. Если бы было больше времени, можно было бы задать и другие вопросы. Но и то, что я услышал, было весьма познавательно и значимо для меня. Часть его советов по командному взаимодействию постараюсь применить и в своей работе».

Людмила Михайловна ПОЛЯНСКАЯ, менеджер отдела продаж ПЭТ:

«Состоявшаяся встреча меня впечатлила, потому что космонавты являются героями нашего времени. Интересно было послушать о взаимодействии членов экипажа в космосе, узнать о стратегии их действий, об обучении, которое предшествует полету. Перекрестное взаимодействие участников космического коллектива тоже очень важно – оно может быть применимо и на производственном предприятии. В целом общение с космонавтом было очень полезным и познавательным».

Нина Александровна ЖИЛЯЕВА, начальник отдела продаж ПЭТ:

«Здорово, что из нашего небольшого отдела три человека были в составе команды Felix, ведь именно в этой команде мы, работники, были собраны из разных подразделений, и поэтому вопрос командной эффективной работы как раз был очень для нас актуален. После встречи с космонавтом я только укрепилась в убеждении, что те принципы, которые мы используем в компании «Тосол-Синтез» и непосредственно в нашем отделе, правильные, и поэтому мы приходим к высоким результатам и занимаем призовые места. Например, космонавт Иван Викторович Вагнер сказал о том, что каждый сотрудник МКС должен знать работу другого коллеги. Наш отдел хоть и небольшой, но мы взаимозаменяемы: это необходимо на время отпусков или командировок. Для меня было приятно во время встречи с космонавтом-испытателем услышать о перекрестном контроле сотрудников. Эту ценность с точки зрения управления и командной работы я для себя отметила. Мы также нарабатываем навыки и компетентность по данному направлению. Ведь даже в космосе люди оставляют себе право на ошибку, но при этом друг другу помогают, подсказывают и подстраховывают».

Ирина Александровна КУДРЯВЦЕВА, начальник лаборатории производства ПЭТ:

«Меня, как сотрудника лаборатории, заинтересовали слова космонавта о том, что порядка 30% времени в работе на МКС занимают научные исследования, а остальные часы посвящены поддержанию станции в работоспособном состоянии. В нашей же лаборатории собственно научная деятельность занимает лишь 20% времени (выявляем, с какими марками полиэтилена лучше работать, смешиваем их, получая компаунд, выбираем лучшие характеристики для нашей тары и т.д.). И 80% времени – это испытания всей тары на специальном оборудовании.

И еще при общении с космонавтом я узнала, что это люди, в высшей степени преданные своей профессии и стране, одним словом – патриоты. К полету на МКС Вагнер шел не год и не два, а порядка девяти лет. У него очень большая внутренняя мотивация, хотя можно было уже и сдаться, в сложные моменты все бросить, но он не отказался от своей мечты и смог достичь своей цели, продолжая идти сейчас дальше и ставить перед собой новые задачи и цели. Когда будет больше таких людей в каждой профессии, то будут достигаться высоты в работе. Такое целенаправленное движение вперед, сильная внутренняя мотивация, очень важны, в том числе и для сотрудников производственных компаний».

Александр Владимирович ГУСЬКОВ, руководитель службы логистики ТСИ и капитан команды Felix:

«Прикоснуться к большому, великому, важному и единичному для страны – это всегда очень значимо. Космонавты – это та когорта людей, которая идет впереди планеты всей, летает над Землей и создает вещи, о которых мы узнаем только спустя годы, – опережающие технологии, идущие вперед. Космос – это наше величие, что-то необъятное и завораживающее. Поэтому я счастлив, что данная встреча произошла. Хоть и долго мы к ней шли из-за внешних факторов в виде пандемии и ее последствий, тем эта встреча ценнее. Огромное спасибо «Лидерам производительности» и всему проекту за то, что дали возможность нам стать участниками национального проекта и Всероссийского чемпионата по производительности, организовали нам эту встречу с действующим космонавтом-испытателем И.В. Вагнером, подарив нам настоящий праздник».


Справка

Иван Викторович ВАГНЕР – действующий космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.

Место рождения: поселок Североонежск Плесецкого района Архангельской области.

Образование: с 1992 по 2002 год – учился в общеобразовательной средней школе Североонежска;

с 2002 по 2008 год – учился в Балтийском государственном техническом университете имени Д.Ф. Устинова «Военмех», г. Санкт-Петербург. По окончании университета присуждена степень магистра техники и технологии по направлению «авиаракетостроение». Окончил военную кафедру, является лейтенантом запаса.

Приход в отряд:

12 октября 2010 года – решением Главной межведомственной комиссии рекомендован к зачислению в отряд космонавтов «Энергия» (17-й набор);

15 ноября 2010 года – назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда космонавтов ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина».

Подготовка к космическим полетам проходила с 2011 по 2020 год в виде различных испытаний, экзаменов и тренировок в составе разных экипажей.

Опыт космических полетов:

9 апреля 2020 года, в 11.05 по московскому времени, вместе с космонавтом Роскосмоса Анатолием Иванишиным и астронавтом НАСА Кристофером Кэссиди стартовал с космодрома Байконур на ТПК «Союз МС-16» в качестве бортинженера корабля.

22 октября 2020 года, в 05.54 по московскому времени, спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-16» совершил штатную посадку в расчетной точке на территории Казахстана. Продолжительность полета составила 196 суток.

В настоящее время:

с августа 2012 года – космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.


Алексей СЕРГУНИН.

Источник: http://reporter-dz.ru/gorod/deystvuyushchiy-kosmonavt-rossii-ivan-viktorovich-vagner-na-dnyah-pobyval-v-dzerzhinske